Воскресенье, 21:42 - 8 декабря 2024 года
Курс ЦБ:
$ 00,0000
00,0000
-13°C
Переменная облачность, Ветер: 4 м/с

День коренных народов

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ – ЮГОРЧАНИН

Пыть-Ях – территория промыслов

 

Накануне Международного дня коренных народов, который празднуется 9 августа, заместитель директора многофункционального культурного центра «Феникс» Зоя Жавко в интервью «Новой Северной газете» рассказала о действующем Уставе (основном законе) Югры, в котором гарантируются права и интересы аборигенных этносов региона и который позволяет ханты и манси сохранить свою идентичность в эпоху глобализации. Она же рассказала об экспонатах, представленных в Краеведческом музее Пыть-Яха.

Зоя Жавко напомнила о том, что Международный день коренных народов нашел свое место в календаре благодаря резолюции Генеральной ассамблеи ООН от 23 декабря 1994 года. Эта дата отмечается во всем мире.

В России на сегодня насчитывается около 50 этносов, в которых проживают 40 коренных народов. Коренные национальности в Югре представлены народами ханты, манси, ненцы. В совокупности автохтонные народы составляют чуть более 1% от населения округа, половина из них ведет традиционный образ жизни: занимается оленеводством, охотой и рыбалкой. По словам Зои Жавко, в Пыть-Яхе на сегодняшний день ханты и манси составляют менее 0,17% от населения города. В нашем городе одним из первых в округе был создан центр социальной защиты и возрождения культуры народов Севера.

Рассказала Зоя Жавко и о том, какого происхождения слово «Пыть-Ях». Это хантыйское слово на сургутском диалекте: «пыть» – тип охотничьего орудия, «ях» – соотносится с пространством, территорией. Таким образом, слово «Пыть-Ях» – это территория охотничьих промыслов. Когда-то здесь стояли юрты Очимкиных, которые занимались охотой. Кстати, исследователи причисляют к роду Очимкиных хантыйского князя Тонью, который считается мифической личностью и упоминается в хантыйских преданиях и легендах. Свои традиции коренные жители передавали от отца к сыну, от матери к дочери.

Нефтяное освоение Югры оказало огромное воздействие на ханты. Только пожилые представители коренных малочисленных народов, которых остается все меньше, владеют родным языком, сохранили навыки изготовления предметов традиционных промыслов и ремесел. Современной же молодежи очень трудно усваивать культурные традиции своих предков.

Исконные земли, в которых в течение многих столетий вели хозяйственную деятельность, утеряны коренными народами, а культурные формы, сохранившиеся в той или иной степени, бережно хранятся в фондах музеев.

При выявлении и собирании предметов музейного значения сотрудники пыть-яхского музея творчески взаимодействуют с коренными жителями ханты. Так, в этом году у жителя стойбища Пунси Нефтеюганского района Каюкова Анатолия Александровича были приобретены уникальные предметы: нарты оленьи и облас. Анатолий Александрович – мастер бытовой деревянной утвари, лауреат премии губернатора ХМАО – Югры, участник Международной выставки-ярмарки «Сокровища Севера. Мастера и художники России» в номинации «Резьба и роспись по дереву», участник научно-практических конференций и семинаров по традиционным ремеслам. За первое полугодие этого года коллекция этнографии пополнилась такими ценными предметами, как лопаты деревянные, веялка для ягод, игрушки деревянные, и другими артефактами, характеризующими юганских ханты, культура которых отличается от культуры ханты других групп.

В фондах Краеведческого музея имеется более 500 предметов этнографии, отражающих культуру коренных малочисленных народов Севера. Предметы этнографии используются в таких постоянных экспозициях, как «Традиционные населенные пункты региона», эколого-этнографическая тропа «Жизнь в гармонии с природой», «От истоков к современности», где действует технология дополненной реальности, «Выдра», в которой, помимо русскоязычной версии дополненной реальности, представлена версия на хантыйском языке.

В заключение Зоя Жавко через еженедельник «Новая Северная газета» поздравила представителей коренных народов с праздником, пожелала им и в дальнейшем оставаться верными своему языку, культуре, традициям и верованиям, передавать из поколения в поколение все те ценности, которые ханты и манси помогают оставаться самими собой.

Княз Гурбанов

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

    Форма отправки новостиx